Успей зафиксировать стоимость - поднятие цен в декабре

зафиксировать

Морские контейнеры «потеряшки»

29.1.2019

Ежедневно морскими путями отправляется несколько миллионов единиц интермодальной многооборотной тары. Единицей международных товарных потоков принят контейнер 20 футов стандартной высоты/ширины. На одном контейнеровозе помещается 1 – 7 тысяч этой мультимодальной тары.

Из-за шторма, сложных метеорологических условий суда теряют ежедневно 4 – 20 морских контейнеров по различных оценкам независимых экспертов.

Судьба потерянных контейнеров

Современными «китами» мировой экономики являются немногим более 50000 морских судов, на которых перевозят многооборотную тару между континентами/странами. Типовой 40 футовый контейнер с цельнометаллическим каркасом без утепления обычно тонет. Время затопления составляет от 1 часа до 2 месяцев.

Рефрижераторные, изотермические контейнеры имеют слой вспененной теплоизоляции. Пенополиуретан, пеноплекс, прочие материалы с пористой структурой значительно повышают плавучесть тары. Благодаря морским течениям, приливам, прочим природным факторам морской контейнер 45 футов может выбросить на берег.

За всю историю морских катастроф не было отмечено, ни одного случая возврата груза законному владельцу. На побережье обычно празднуется «День мародера», обогащается местное население. Самыми знаменитыми последствиями аварий с морскими контейнерами считаются:

  • Англия, 2007 год – капитан намеренно посадил на мель контейнеровоз MSC Napoli, из 40 выброшенных приливом на берег контейнеров местные жители угнали 50 мотоциклов BMW;
  • Тихий океан, 1992 год – на побережье Южной Америки, Австралии, запада США прибило волной почти 30000 лягушек, синих черепах, красных бобров, желтых уточек, прочих детских игрушек;
  • США, Северная Каролина, 2006 год – на пляжах Аутер-Бенкса отдыхающие бесплатно лакомились чипсами, пакеты которых вынесло сюда море;
  • Британия, Корнуолл, 1997 год – тонны упаковок конструктора Lego попали в графство морским путем после аварии контейнеровоза;
  • Тихий океан, 1990 год – по 80000 парам кроссовок Nike океанограф К. Эббесмайер изучал океаническое течение, когда коробки с ними попали в воду из поврежденных контейнеров.

Помимо неудовлетворительных погодных условий случаются ДТП на воде. Так, в 2002 году в Ла-Манше контейнеровоз с запчастями для спецтехники в 77 контейнерах столкнулся с танкером, перевозящем авто Saab, Volvo, BMW в количестве 2 800 единиц. Весь груз утонул, суда удалось спасти.

Двумя днями позже этот же борт, на котором были автомобили, протаранил 70 000 тонный корабль с легковоспламеняющимся топливом. В третий раз судно MV Tricolor стало виновником разлива нефти, сбив топливный кран очередного, попавшегося навстречу ему, контейнеровоза.

Статистика потерь

Самой крупной за всю историю контейнерных морских перевозок считается катастрофа 2013 года. Один из дюжины контейнеровозов класса Постпанамакс, сошедших с японских судоверфей, под флагом Багам (фрахт Mitsui, порт приписки Нассау) затонул у побережья Йемена, сломавшись пополам.

На судне возник пожар, до берега оставалось около 400 км, корпус контейнеровоза буквально развалился на две части. Корма продержалась на плаву 10 суток, спасатели не смогли взять ее на буксир, она затонула вместе с грузом. Носовая часть была на плаву значительно дольше, но за четверо суток перед затоплением полностью выгорела вместе с контейнерами.

Все существующие при морских контейнерных грузоперевозках риски в этот раз совпали:

  • заявленный вес был меньше фактического для экономии фрахта;
  • кроме скрытого перегруза вес на палубе был распределен неправильно;
  • конструктивная прочность судна изначально недостаточна из-за дефекта всей серии этих судов;
  • физическая проверка не проводилась, каждый рефконтейнер 20 футов мог весить больше стандартного значения, иметь смещенную балансировку.

Индийская береговая охрана известила СМИ о затоплении двух осколков судна еще в первый день. Борьба за живучесть ее подразделениями проводилась формально. Организации «зеленых» спустили данное происшествие «на тормозах», не заметив заражения поверхности океана ГСМ. Из 4293 контейнеров не уцелел ни один.

Наиболее полной, достоверной информацией о «потеряшках» обладает WSC – всемирный совет судоходства:

  • за 9 лет, начиная от 2008 года, контейнеровозы потеряли в море 5112 единиц мультимодальной тары;
  • ежегодная цифра составляет 568 контейнеров без учета катастроф;
  • в результате аварий ежегодно теряется 1580 контейнеров.

Крупными катастрофами с потерей груза является пропажа 900 контейнеров в 2011 году с борта Rena возле Новой Зеландии, 390 единиц интермодальной тары с американского контейнеровоза в 2015 году.

До 2010 года самым крупным контейнеровозом являлся корабль Seawise Giant. На него помещался 46 танк контейнер 20 футов с сырой нефтью. После разрезания его корпуса на металлолом в Индии лидером в рейтинге самых крупных контейнеровозов стал OOCL Hong Kong. На его палубу 60х400 м, в трюм помещается 21 413 стандартных 20 футовых контейнера.

Единственное в мире агентство Cargo Ship Voyages продает билеты для путешествия на контейнеровозе. Кроме персонала судно может принять на борт 6 человек, которые хотят получить опыт морских грузоперевозок. По степени загрузки азиатские порты лидируют в рейтинге:

  • через Шанхай проходит ежегодно около 40 миллионов контейнеров;
  • Сингапур обрабатывает чуть более 30 миллионов единиц многооборотной тары в год;
  • грузопотоки Шеньчженя немного скромнее – от 25 миллионов ежегодно;
  • Дубай способен пропустить больше 15 миллионов стандартных единиц мирового грузопотока.

Самый оживленный маршрут, наоборот, расположен в Европе. Это пролив Дувр между Францией, Великобританией с трафиком более 400 судов ежедневно. Пятая часть мировых перевозок нефтепродуктов происходит по Ормузскому проливу между Оманом, Персидским заливом. Малаккский пролив считается самым опасным. За два последних десятилетия возле острова Суматра произошло 35 кораблекрушений.

Наши клиенты